Чем занимается музыкальный редактор сериала?
Музыка в кино появилась даже раньше голоса. Актёры были еще немые, реплики транслировались в лучшем случае субтитрами, а за экраном потрёпанный тапёр на стареньком пианино уже лабал соответствующий саундтрек. Потому что с самого начала было понятно, как сильно звук влияет на восприятие.
В наши дни фильмы и сериалы разбирают не только на цитаты, но и на альбомы. Так мы можем вспомнить важные моменты и оставаться на связи с любимыми героями. Музыка в кадре — это огромный пласт работы, о котором мало кто задумывается.
Одна из главных странностей работы музыкальных редакторов заключается в том, что чем лучше они сделают свою работу, тем незаметнее она будет для конечного потребителя. Потому что идеально подобранные песни и музыкальные фрагменты на экране просто сольются воедино с визуалом и станут неделимым произведением, берущим за душу. Так в чём же конкретно состоит работа такого редактора? Песенки слушать?
Кнут, пряник и скрипичный ключ
Сначала про оригинальный саундтрек. Чтобы музыка фильма работала успешно, она должна быть красиво написана, хорошо исполнена и соответствовать сюжету и обстановке. Всё это должно быть очень прицельно помещено в кадр, чтобы дополнять действие, а не умалять его. Структурированием и планированием звука занимается специальный человек — музыкальный редактор.
Обычно всё действительно начинается с прослушивания музыки, когда композитор, музыкальный редактор и режиссёр проекта обсуждают, где какая подложка нужна, как она должна работать с видео, какие чувства пробуждать.
Редактор становится посредником между режиссёром и композитором — следит за прогрессом сочинительства, выслушивает все задействованные стороны, даёт обратную связь, иногда садится рядом, берет за ручку и гладит по голове.
Музыкальный редактор Билл Бернштейн: «Моя работа на 5% состоит из музыки и на 95% из предотвращения самоубийств».
«Я иногда сижу с музыкантом, он что-то наигрывает и спрашивает моё мнение, — рассказывает Бернштейн про свою работу с композитором Томасом Ньюманом. — Я знаю, что впервые слышу какую-то прекрасную мелодию, которую в конце концов услышат миллионы людей. Это всегда удивительный момент, но я должен быть честным и сказать, если аккорд или какая-то часть прозвучат неправильно. Он доверяет моему музыкальному опыту, и я пытаюсь взять на себя роль режиссёра или продюсера и придумать, какой может быть их критика, прежде чем мы услышим это от них».
В сериалах к такому сотрудничеству добавляется компонент постоянного цейтнота. Редактор и композитор по-настоящему счастливы, если у них есть дней пять для работы над следующей серией. Готовая музыка должна быть в срок предоставлена на стадию дублирования, где она накладывается на изображение и смешивается с диалогами и звуковыми эффектами.
На стадии дублирования музыкальный редактор использует своё чувство прекрасного и технические знания, чтобы идеально сочетать музыку и изображение. Звуки могут быть сокращены, удлинены или сдвинуты на доли секунды для улучшения синхронизации. Музыка может задерживаться на смене плана или затухать полностью для максимального акцента.
Согласуй-ка мне баньку по-чёрному
Что ещё? Обязанности музыкальных редакторов варьируются в зависимости от аудио содержания и бюджета каждого проекта. Они обычно отвечают за всю музыку, включённую в саундтреки. Про оригинальный саунд мы поговорили, композитор у редактора под наблюдением, сидит там сочиняет, это вы уже знаете.
Еще редактор в ответе, например, за музыку, исполняемую героями сюжета. Например, когда ребята из Glee бодро выплясывают под какие-то хиты, не сомневайтесь, что сначала редактор предложил для каждого номера несколько альтернатив, а потом согласовывал с правообладателями возможность использовать утвержденный режиссёром вариант. Таким образом, при каждом просмотре серии с какой-то песней, копеечка за это упадёт автору (ну, или противному продюсеру, если речь о некоторых песнях Тейлор Свифт: (). Более того, есть подозрения, что даже колыбельная про котёнка для Шелдона прошла через руки музыкального редактора.
В свободное от несвободы время редактор разрабатывает временную партитуру для отснятого материала — подбирает разные треки, экспериментирует с темпом. Ну, грубо говоря, лепит на видео то, что ему кажется правильным по данным на 11:36 понедельника. К пятнице всё поменяется, но музыка, взятая из хит-парадов, других саундтреков или жанровых категорий каких-то открытых источников, поможет достичь нужного эмоционального темпа. Такой черновик задаст тон композитору и направление режиссёру. Для создания разных версий всех треков из фильма редактор использует специальный музыкальный микшер — креатива в этой работе хватает.
В предварительном прогоне серии или фильма музыкальный редактор участвует наравне с режиссёром, графическим редактором, звукорежиссёром, продюсером и композитором. Во время просмотра они отмечают все места, где можно что-то докрутить музыкально, а также получают выкладку, сколько будет стоить использовать всю ту музыку, которую уже пришили к видео. Иногда от каких-то песен отказываются, потому что слишком дорого или правообладатель всё-таки не разрешил.
Если режиссёр по ходу работы сократит количество кадров, это приведёт и изменению музыкального фона. Куда-то придётся деть пару тактов или секунду звука. Правильный темп и идеальная синхронизация изображения с музыкой — вот золотой телец, которому поклоняются музыкальные редакторы. В этот момент может показаться, что всё это уже работа звукорежиссёра, который синхронизирует диалоги и звуковые эффекты в кадре. Но разница есть. Звуковик — это технарь за пультом. Музыкальный редактор — переговорщик, креативщик и ходячая музыкальная библиотека.
Солидная часть работы редактора заключается в том, чтобы обеспечить всем вокруг музыки фильма эмоциональную поддержку. Это как в той классической загадке про капусту, волка и козла. Представьте, у вас есть режиссёр, который не разбирается в музыке (волк), и композитор, который обычно работает в своем собственном мире (капуста). Ну, и остался козёл — сделаем козлом финальный саундтрек. Теперь перевезите всех на другой берег реки, чтобы кино получилось с классным саундом, козёл не съел капусту, а волк не съел козла. В общем, чтобы все остались целы, понадобится музыкальный редактор.
Пусть меня научат
Совершенно не представляю, как становятся музыкальными редакторами у нас на родине, но на западе есть определенная схема. Профессионалы отрасли рекомендуют заинтересованному новичку иметь музыкальное образование — именно это требуется, чтобы переводить с композиторского языка на режиссёрский и обратно. Поэтому если оттарабанили в музыкалке свои лучшие годы по классу фортепиано, все шансы налицо. Всему остальному можно научиться в довольно сжатые сроки. Студенту предлагается прослушать курсы в области музыкальных технологий:
- Аудиопроизводство
- История музыки
- Композиция
- Многодорожечная запись
- Студийные техники
- Мастеринг, сэмплирование и микширование звука
- Саундтрек дизайн
- ProTools
- Критическое слушание
- Электронная музыка
А потом можно идти наниматься стажёром и проявлять себя с лучшей стороны. Может быть, годы спустя о вас напишет в рассылке про сериалы какой-нибудь очередной восторженный прыщ, как сделаю сейчас я. Мы же тут воздаём должное именно людям. Поэтому я не буду составлять список сериалов с прекрасным саундтреком, вы сами отлично их знаете, даже побольше моего. Да и вкусы у всех настолько разные, что списки рекомендаций теряют всякий смысл. Назову вам имена отличных музыкальных редакторов, которые заслуживают свою Эмми, Бафту или хотя бы звезду нигерийского Нолливуда. Плюс несколько проектов, над которыми они работали.
- Брэд Хамильтон — Home before dark, Claws, Don't Trust the B---- in Apartment 23
- Дэн Эванс Харкас — Warrior, The Sinner, Looming Tower, The Night Of, Fargo
- Билл Бернштейн — Newsroom, Erin Brockovich, Green Mile, 1917, Skyfall
- Шари Йохансон — Maniac, Billions, True Detective (тот самый первый сезон)
- Аннет Кудрак — The Marvelous Mrs. Maisel, Fosse/Verdon, Boardwalk Empire
- Дэвид Клотц — Stranger Things, Perry Maison, Ratched, Game of Thrones, Hollywood, The Politician, I Am Not Okay with This, Pose, American Horror Story, Scream Queens
- Кэтрин Гривс — Killing Eve, Trigonometry, The Long Song, The Durrells
- Александра Патсавас — How to Get Away with Murder, Grey's Anatomy, Looking for Alaska
- Трой Харди — Lucifer, I'm Dying Up Here, Shut Eye
- Дино А. Мориана — Supernatural, Better Things
Саундтреки у нас, конечно, тоже есть. Собрали несколько плейлистов на Яндекс. Музыке — выбирайте, ставьте классы. Пишите, какие ещё сериалы заслуживают свой отдельный плейлист — мы составим, а вы послушаете. Вин-вин.
От редакции MyShows: «Это статья из рассылки для сериаломанов Telescope. Подписывайтесь, чтобы получать два письма в неделю».
Обсуждение
Bill Bernstein - !!!!!!!!! про него отдельную статью надо писать)))
David Klotz - one love!
из неперечисленных: Kevin Banks (Shadow Hunters, Locke & Key, фильм The Silence) и Jason Tregoe Newman (The Magicians, Breaking Bad, Community)
Обязательно послушаю)
так есть же несколько вполне заточенных под это ресурсов, где добрые люди эту информацию по сериалам и эпизодам бесплатно выкладывают...не 100% можно найти, согласен, но очень многое.
*Если, конечно же, музыка не инструментальная и поют по-английски. ))