Реклама
Реклама

Спин-оффы сериалов: как появились, какие бывают и список лучших

Человека, которого угораздило читать про сериалы, как июньским градом осыпает англицизмами, и шепчет он в отчаянии: «Да кто такой этот ваш хиатус, что за зверь клиффхэнгер и зачем вы сыплете мне на голову эти ваши рекапы и кроссоверы?!»
Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»

Встречайте, наш англицизм дня — спин-офф.

Давайте на пару секунд сделаем вид, что среди читателей найдётся кто-то, не знающий значения этого термина, и соблюдая все приличия, определимся с понятиями. Спин-офф — произведение, основанное на второстепенных персонажах или событиях «родительского» произведения.

Википедия предлагает не забывать, что спин-офф бессовестно экспроприирует «родительскую» популярность, но это слишком тонкие материи. А также попахивает спиноффшеймингом. Шеймить, не разобравшись в вопросе? Ну нет, мы не такие.

История появления спин-оффов

Нельзя не начать с того, что собственный спин-офф получил Фальстаф ещё в XVI веке: этот выдуманный харизматичный пьяница так понравился лондонской публике, что шоураннеру Генри IV пришлось пожертвовать исторической достоверностью и выпустить в свет «Генрих IV, часть 2» (потрясающе изобретательный нейминг, Уильям). Но давайте всё-таки сузим историю вопроса до нашей сферы интересов.

Первая телевизионная мыльная опера «Фэйрвэй-Хилл» вышла в эфир в 1946-м году, а меньше десяти лет спустя, в 1955-м, канал CBS уже транслировал первый в истории телевидения спин-офф. Им стала детская «ковбойская» история The Adventures of Champion, отпочковавшаяся от «Шоу Джина Отри». Главным героем «дочернего» сериала стал конь по имени Чемпион. Шоу из 26 эпизодов было настолько популярно, что его, одно из немногих чёрно-белых, ставили в эфир вплоть до 80-х, сменив название на «Чемпион, Чудесный Конь».

С тех пор сотни шоу по всему миру регулярно обзаводились «вбоквелами». Дорогостоящий и высококонкурентный бизнес ухватывался за ставший успешным продукт всеми частями своего мощного коммерческого тела, и каждый добившийся чего-то сериал рассматривался программными директорами как потенциальный «родитель» спин-оффа. Считается, что зрителю проще поглощать новый контент канала, если этот контент на самом деле не очень-то новый. «Всё вокруг родное, всё вокруг моё». Впрочем, стопроцентной гарантии эта стратегия не приносит, иначе бы мы метались внутри десятка историй и сотни персонажей вечно.

Никаких гарантий

Провалы спин-оффов даже громких и успешных сериалов обыденная вещь. Вся страсть мощного фандома не спасла два спин-оффа сериала «Сверхъестественное» («Блудные сёстры» и «Кровные узы») от закрытия сразу после пилотных серий. Любители научной фантастики вообще и культового «Звёздного крейсера Галактика» в частности грустят о невысоко взлетевшей «Каприке». Выдававшие приличные рейтинги почти девять лет «Форс-мажоры» не обеспечили своей «дочке» «Пирсон» интереса зрителей и на сезон. И это неудачи только нескольких последних лет, а сколько таких было за почти век существования ТВ, не поддаётся подсчётам.

Один из самых упоминаемых провалов — «Джоуи», ответвление от «Друзей», до сих пор (спустя 16 лет) врывающихся во все топы популярности. Спин-офф просуществовал два сезона и даже принёс Мэтту Леблану несколько номинаций и статуэток, но пользовательская оценка IMDB в 5,9/10 в сравнении с девяточкой «родителя» показательна.

Персонажные спин-оффы

Исследователи телевизионных медиастратегий (например, профессор Университета Дюкейна Роберт Беллами со своими коллегами) делят спин-оффы на событийные и основанные на персонажах. Дополнительно в качестве отдельной категории рассматриваются спин-оффы приглашённых звёзд — это когда в сериал без предупредительного выстрела вводится актёр или актриса с большими гонорарами и харизмой, тут же выводится и следом запускается новый проект с его или её лицом на заставке.

С точки зрения программного директора это отдельный приём раскрутки — spin-off буквально переводится «раскручивать», как давидова праща перед полётом в лоб Голиафа (или сердечко телезрителя), — но фактически это почти ничем не отличается от «персонажного» типа.

«Персонажный» тип спин-оффов кажется самым естественным и имеющим наибольшую художественную ценность (многозначительно вспомним Уильяма, нашего, Шекспира). Когда концепция сериала не позволяет уделить должного внимания интересному второстепенному персонажу, спин-офф — отличное решение. Наверное?

Если ваше произведение отточенная криминальная драма с тремя-четырьмя сериями в сезоне (давайте в качестве примера выберем «Лютера»), ме́ста для глубокого исследования всех присутствующих, вероятно, не останется. Но парадокс в том, что в законченном высказывании, каким были первые сезоны «Лютера», дополнительное исследование, скажем, Элис не нужно. Элис — метафора, отражение тёмной стороны главного героя, а не самостоятельный живой человек. И дело не во влиянии патриархата (этой пакости и так слишком много, чтобы выдумывать её дополнительно), такова образная часть кинематографического языка. Как результат, когда идея донесена со всей изящностью британской драматургии, разговоры о спин-оффе так и остаются разговорами.

Что до сериалов с бóльшим количеством эпизодов, то отдельные серии, полностью посвящённые второстепенным персонажам — обычная практика. Серия, посвящённая Триш в «Джессике Джонс», серия в «Легионе» (спойлер удален MyShows. — Прим. ред.) и подобные дают глубину и раскрытие, освежают повествование, иногда переламывая его и вводя новую информацию. Это отличный внутрисериальный приём, и часто его совершенно достаточно.

Эпизод «С пяти до девяти» раскрыл Лизу Кадди, но нужен бы был «Доктору Хаусу» спин-офф про эту безусловно прекраснейшую из женщин?

Событийные спин-оффы

Второй тип спин-оффов — событийные (английское situational). К этому типу предрасположены процедуралы всех сортов и мастей. Снова соблюдём приличия: процедурал или процедурная драма — сериал со структурой, которую можно обозначить как «одна серия — одно дело» (такое построение сюжета ещё называют вертикальным). В идеальном воплощении процедуралы строго сосредоточены на профессиональной деятельности, с минимумом драмы и страстей, но в реальности зрителя всё равно нужно держать длинными сюжетными арками и эмоциональным раскрытием персонажей. В конце концов, у реальной юридической или полицейской хроники своё эфирное время.

О, эта устрашающих размеров империя событийных спин-оффов:

Исходное шоу и событийный спин-офф почти не связаны персонажами. Изредка кто-то гостит в одном-двух эпизодах для поддержания интереса, в остальном пространство всех веток крайне ненавязчиво существует в одной вселенной — и только. Причём это не те «вселенные», к которым мы сегодня привыкли (спасибо, гик-культура), а почти не обозначаемые недоэкспозиции, которым практически не уделяется внимания. Например, божественная Кирстен Вангснесс в гостях у «Мыслить как преступник: Поведение подозреваемого».

Попытались зарядить событийный спин-офф и создатели процедурала «Кости»: «Искателя» с неожиданной концепцией частного детектива с полумистической чуйкой и экстравагантными методами расследования. Эти два сериала связывала больше юмористическая атмосфера, чем что-либо ещё. Ни стройной «вселенной», ни научного подхода к расследованиям, свойственного «Костям», зрителю не предложили, и «Искатель» пошёл на дно.

А вот номинально относящиеся к процедурным драмам «Касл» и «Ищейка» изначально выстраивали сюжет не столько вокруг «дела недели», сколько вокруг ярких личностей и психологических тонкостей во взаимодействии. Поэтому спин-оффы от них могли получиться только «персонажными»: ими стали так и не вышедший в эфир Derek Storm и прожившие полных шесть сезонов «Особо тяжкие преступления» соответственно.

Может показаться, что событийные спин-оффы однозначно проигрывают персонажным в художественной ценности, но есть и яркие исключения. Например, спин-офф, который превзошёл по популярности своего культового родителя, прожив на четыре сезона дольше него, породил поколения страстных фанатов, целую культуру, основанную на истории мира и идеалах своего создателя. Речь о втором сериале во вселенной Звёздного пути — «Звёздный путь: Следующее поколение». Премьера пилотного эпизода состоялась в 1987-м и Звёздный путь до сих пор актуален настолько, что в 2019-м мы получили очередной подход к теме с Патриком Стюартом в главной роли — «Звёздный путь: Пикар» (смóтрите? Как вам?).

Ничего не связывало «Звёздный путь: Оригинальный сериал» и «Следующее поколение», кроме нарисованного на тот момент довольно крупными мазками мира и — главным образом — веры Джина Родденберри в идеалы прогресса. Родденберри задавал сложные вопросы и находил смелые ответы, он одним из первых привнёс в западную массовую культуру бескомпромиссное равенство полов и рас, темы достоинства и разума в научно-фантастическом сеттинге. Можно предположить, что именно поэтому «Следующее поколение» не только один из самых успешных спин-оффов по соотношению личная популярность/популярность «родителя», но один из всего трёх спин-оффов, попавших в топ-250 сериалов всех времён и народов на IMDB. Два других — «Лучше звоните Солу» и «Каратель».

Чем спин-оффы отличаются от вселенных

С «Лучше звоните Солу» всё кристально ясно — это мощнейшая работа, образцовый персонажный спин-офф, попадающий во все топы «N лучших спин-оффов» с самого своего старта (ничего другого от Гиллигана мы и не ждали). Но чтобы поговорить о «Карателе», нам надо определиться с ещё одним понятием. Сериалы, существующие в одной «вселенной» — можно ли считать их спин-оффами? Если въедливо посмотреть на определение, вот, что важно: спин-офф строится на второстепенных персонажах.

Да, выстраивание «вселенной», как и производство спин-оффов, это в коммерческом смысле одинаковое расширение линейки продуктов (плюс рекламные интеграции, плюс мерч). Но на уровне восприятия зрителем разница очень ощутима. «Вселенные» гораздо, гораздо круче спин-оффов, потому что зачем продавать аудитории бедного родственника на вторых ролях. Нет, продавать аудитории надо самостоятельного персонажа, чтобы Флэш VS Зелёная Стрела, чтобы Сорвиголова VS Железный кулак, чтобы восхищённый зритель морщил лоб, искренне задаваясь вопросом «Кто кого заборет?». Даже расползшаяся чума «Дневников вампиров» пытается изображать вселенную. Стефан с Деймоном? Ой, да слабаки по сравнению с Кэсси/Клаусом/Хоуп. Выходите на эпичное сражение, сидаб спонсирует.

Каратель — не второстепенный персонаж. Он полноценный герой и если надо «заборет» кого угодно.

Интересные упоминания

Осталось отметить парочку классических спин-оффов, почти всегда попадающих в те же топы «N лучших». Ну, например, топ от журнала Rolling Stone (можете не ходить по ссылке и просто поверить мне на слово: они везде).

«Ангел», отпочковавшийся от «Баффи — истребительницы вампиров». Вампир, который был любовью всей жизни Истребительницы, когда всё стало слишком сложно, уехал в LA и пять полновесных сезонов играл в охотника за привидениями. Щемящий, надрывный и неловко смешной, как всё, что делает Джосс Уидон.

«Торчвуд», а заодно и «Приключения Сары Джейн» — спин-оффы перезагруженного в 2005-м году ветерана британского телевидения «Доктора Кто». Очень аккуратно нацелены каждый на свою аудиторию. «Торчвуд» — тёмный, с неоднозначной моралью и полный жаркой эротики. «Приключения Сары Джейн» — простенькие бодрые расследования для малышей. Эти шоу можно назвать квинтэссенцией нашего англицизма дня. В центре повествования бывшие спутники великого и всесильного инопланетянина, то есть, максимально второстепенные герои.

Все три, кстати, процедуралы.

Итак. Подобьём бабки. Рождённый холодным расчётом программных директоров, стал ли телевизионный спин-офф самостоятельным художественным явлением?

От редакции MyShows: «Это статья из рассылки для сериаломанов Telescope. Подписывайтесь, чтобы получать два письма в неделю».

Обсуждение

ХахаХохо
05 мар. 2020, 16:16
#
ну нахера спойлерить?

спойлер алерт и СРАЗУ ЖЕ спойлер

горите в аду
Ответить
-12
beaverly
05 мар. 2020, 16:45
#
@ХахаХохо: а как это должно быть? "(кхм, спойлер алерт) нет, ну серьёзно спойлер. Ну нет же, не читай дальше, закрой вкладку и выключи компьютер/телефон. Что же ты делаешь, АСТАНАВИСЬ!!1"
Ответить
+1
ХахаХохо
05 мар. 2020, 18:02
#
@beaverly: ты удивишься, но некоторые люди читают немного быстрее, чем имбецилы
Ответить
-13
michaelkh
05 мар. 2020, 19:04
#
@beaverly: спойлер должен быть изначально скрыт и становиться видимым по действию пользователя: по наведению мыши или по клику. Если сайт этого не поддерживает, это проблемы сайта, а не пользователя.
Ответить
+4
beaverly
05 мар. 2020, 19:49
#
@ХахаХохо: ты удивишься, но некоторые люди способны соображать во время прочтения, и их мозг вполне может откликнуться на фразу выделенную ЧЁРНЫМ ЖИРНЫМ шрифтом, в которой есть слово "спойлер"
Ответить
+1
beaverly
05 мар. 2020, 19:49
#
@michaelkh: я понимаю о чём ты, но там же выделение есть, это не такая большая проблема :)
Ответить
-1
michaelkh
05 мар. 2020, 22:28
#
@beaverly: а какую проблему должно решать выделение? Проблема в том, что спойлер виден изначально, и эффективность этого алёрта сомнительная. Не хочется, чтобы статьи превращались в минное поле, где по команде надо мгновенно реагировать, чтобы не спойлернуло.
Ответить
+5
beaverly
06 мар. 2020, 00:18
#
@michaelkh: я не вижу проблемы в том, чтобы "мгновенно реагировать" на выделенный текст, не думал что для этого нужны суперспособности какие-то
Ответить
-5
michaelkh
06 мар. 2020, 02:19
#
@beaverly: если читать как обычно, проговаривая текст про себя, то может это и не такая проблема внезапно остановиться. Но непонятно, где продолжать, конец спойлера никак не обозначен. Какой сериал спойлерится, тоже непонятно, пока сам спойлер не прочтёшь. Избежать спойлера сложно, если не знать, что авторы так поступают.
Ответить
+7
верифи
06 мар. 2020, 10:07
#
@beaverly: можно так-то читать по диагонали или используя техники скорочтения. Да и в какой момент спойлер заканчивается?
Ответить
+6
PRO
gambini_spb
06 мар. 2020, 17:46
#
@ХахаХохо: сердечно извиняемся, уже убрали этот момент в статье.
Ответить
+2

Написать комментарий:

Реклама